«Благотворительный квест» — проект команды «Душевного Bazarа», который поддержала Теплицей социальных технологий. Площадка создана для людей, которые не задействованы в третьем секторе, но хотят заниматься благотворительностью. Пользователи «Благотворительного квеста» могут формировать команды и совершать добрые дела сообща.
О том как инициатива «Душевного Bazarа» переросла в самостоятельный Интернет-проект, рассказала руководитель «Благотворительного квеста» Анастасия Гулявина. В интервью Теплице социальных технологий Анастасия поделилась мыслями о online-площадках для волонтеров в Рунете и причинах их неэффективности.
Беседовал Евгений Воропай
Е.В.: Площадка в Сети — новая среда для «Душевного Bazarа». Какие планы и ожидания связаны с появлением «Благотворительного квеста»?
А.Г.: Несмотря на то, что среда новая, задачи создать еще одну благотворительную площадку в Рунете не стояло. Появление «Благотворительного квеста» — это наша реакция на внешние запросы людей, волонтеров, компаний. Несмотря на то, что «Душевный Bazar» — событие ежегодное, время его работы ограничено. В остальное время люди тоже заявляют о желание и готовности помочь другим.
«Душевный Bazar» ориентирован на аудиторию, которая мало знакома с третьим сектором. Эту тенденцию мы намерены сохранять и в «Благотворительном квесте». Наша команда рассчитывает привлечь в проект людей, которые впервые сталкиваются с такого рода деятельностью, возможно, сомневаются — нужно ли им это.
На сегодняшний день, пока не существует удобной площадки для волонтеров-новичков, которая могла предоставить пользователям всю необходимую информацию. Формат «доска объявлений» в этом случае работать не будет. Аудитории необходимо видеть реальный результат от ее участия. Руководствуясь этими принципами, мы делаем «Благотворительный квест».
Е.В.: В Рунете достаточно много благотворительных площадок. В чем «Благотворительный квест» отличается от аналогов?
А.Г.: Благотворительные площадки – это очень общо. Стоит разделить этот сектор на проекты, которые занимаются фандрайзингом, краудфандингом и отдельно выделить рынок взаимопомощи.
«Благотворительный квест» работает только с фондами. Наша задача создать максимально удобную площадку, на которой пользователь мог не только изучить информацию о деятельности тех или иных фондов, но и стать причастным к их работе. Мы хотим вовлечь аудиторию в процесс помощи фондам. Результаты работы каждой зарегистрированной команды отображаются в отчетах на сайте проекта.
Наша команда делает «user friendly» проект. Мы хотим, чтобы, выбирая фонд, пользователь точно понимал, кому он оказывает помощь и на каких условиях он это делает.
Еще один момент, который выделяет «Благотворительный квест» из ряда похожих инициатив, – это сайт, созданный на базе открытого кода. Это значит, что похожие площадки могут появляться по всей России.
Е.В.: Всю прошлую неделю сайт «Благотворительного квеста» проходил тестирование. В результате что-то пришлось изменить или доработать?
А.Г.: Не только технические моменты работы сайта, но и то, как сформулированы задания, как пользователь их понимает. Сейчас необходимо поработать над описаниями некоммерческих организаций, которые представлены на сайте. Пока эти тексты, в большинстве своем, понятны только их авторам.
Е.В.: На каком-то этапе желание помочь превратилось в соревнование, кто сделает это лучше, ярче, быстрее. Когда благотворительность стала высоко конкурентной средой?
А.Г.: Говорить о конкуренции, наверное, можно только в контексте фандрайзинга в фондах. И это не стремление «собрать больше, чем другие», а скорее конкуренция за доступ к ресурсам, что абсолютно естественно. Конкуренция между волонтерами отсутствует. Количество просьб о помощи пока превышает количество людей, готовых их выполнять.
Концептуально «Благотворительный квест» — это попытка показать пользователям, что благотворительность, волонтерство – это обыденные вещи, которые совершают обычные люди.
Мы постарались расставить «маячки», на которые среагируют разные категории пользователей. Кто-то обратит внимание на рейтинг команд, кто-то на фото отчеты с «заданий», третьей категории будет интересна карта добрых дел.
Е.В.: «Душевным Bazar» — это сезонное мероприятие. Запуск и функционирование «Благотворительного квеста» подразумевает постоянную работу площадки. Кто будет заниматься проектом?
А.Г.: «Благотворительный квест» — это следующий шаг в развитии «Душевного Bazarа». Люди, которые занимаются event-менеджментом понимают, что подготовка такого мероприятия занимает не один месяц. Это продолжительная работа. Мы хотим инициировать больше поводов, проводить больше событий в течение года. Новый проект даст возможность нашей команде работать над этим постоянно.
Е.В.: «Благотворительный квест» — это online-витрина того, что можно сделать в реальной жизни. Что происходит после того, как пользователи заявляют о готовности выполнить чью-то просьбу?
А.Г.: Все просьбы имеют временные рамки. Как только команда определяется с заданием, ее участникам открываются контакты организаторов. Последующее общение может происходить уже лично.
Но стоит учесть, что многое зависит от типа просьбы. Скажем, семинары, выступления – формат мероприятий, который требует личного присутствия человека в определенном месте. Если же нужно испечь какое-то количество печенья, пользователь в праве сам решать, где и как он будет это делать. Получается такой очень гибкий offline.
Е.В.: Раздел «Новые задачи» оформлен в стиле «купить», «наварить», «сделать». Можно ли вместе с решением текущих задач добавить элемент интерактива и увеличить уровень вовлеченности пользователя?
А.Г.: Существует два сценария развития событий. Пользователь хочет не просто выполнить задание, но привнести что-то свое и сделать это креативно. Тогда, та же история с печеньем, превращается в поиск интересных рецептов в Интернете, создание новых форм и вкусов. Есть и другой вариант. Когда человек посещает мероприятия фондов. Он платит за вход, а в обмен на это получает какие-то впечатления и эмоции.
На самом деле, типы заданий могут изменяться. Но на этом этапе важно, что бы фонды делали хорошо то, что они умеют лучше всего.
Что касается формулировок, такая конструкция предложений позволяет понять, что конкретно пользователь должен сделать, и готов ли он в этом поучаствовать.
Е.В.: Раздел с просьбами от фондов будет регулярно пополняться и дефицита в таких «инициативах» не будет. С формированием команд и участием пользователей Рунета в работе «Благотворительного квеста» ситуация менее однозначна. Как вы собираетесь привлекать социально активную аудиторию в проект?
А.Г.: Мы можем разделить аудиторию проекта на три группы. Первая категория – это организации, которые работают с волонтерами. Мотивация этой группы – совершать добрые дела сообща. Вторая категория – это корпоративные волонтеры. Это представители компаний, бизнеса. Мотивация этой группы – снизить затраты на общение с некоммерческими организациями, но при этом сохранить эффективность, продолжать выполнять добрые дела. Третья категория – это рядовые пользователи Рунета. Мотивация этой группы – посильная помощь и участие в благотворительных акциях.
«Благотворительный квест» намерен взаимодействовать с каждой их этих аудиторий. Хотелось бы попробовать поработать с семьями. Родители часто хотят привлечь своих детей к благотворительности.
Е.В.: Проект работает в Москве и Московской области. Как быть с теми, кто может и хочет помочь, но не вписывается в существующую географию?
А.Г.: Есть задания, которые требуют от пользователя только online-присутствия. Это могут быть разного рода консультации, продвижение в социальных сетях, написание текстов. Разумеется, это немного ограничивает участие пользователей из других регионов России, но, я считаю, что в базе «Благотворительного квеста» есть из чего выбрать, и люди «разной географии» найдут себе занятие.
Москва – пилотная площадка. Возможно, следующим шагом станут похожие проекты в регионах. Для этого у нас есть хорошая база партнеров. Многие организации и фонды нам знакомы по «Душевному Bazarу».
Е.В.: Команды «Благотворительного квеста» уже начали выполнять свои первые добрые дела. В какой среде сложнее организовать людей на выполнение каких-то действий в online или offline?
А.Г.: Та статистика, которая сейчас представлена на сайте проекта, — это итоги тестирования системы. Выполненные добрые дела – результат нашей работы и работы наших партнеров. Пока говорить том, какая среда более благоприятна для организации людей, рано.