Правозащитная социальная сеть «Так‐так‐так» — это место встречи граждан, журналистов и правозащитников. Проект способствует решению проблем и соблюдению законных прав пользователей.
В интервью Теплице социальных технологий директор Института развития прессы – Сибирь Виктор Юкечев рассказал о способах развития гражданских проектов в Сети и о том, как сформировать сообщество экспертов.
Беседовал Евгений Воропай.
Е.В.: Изначально Вы создавали сайт-тренажер для журналистов. На каком этапе это все переросло в самостоятельный web-проект?
В.Ю.: Еще до появления «Так-так-так» в Рунете, мы позиционировали проект как социальную сеть. Журналистов и рядовых пользователей нужно было научить взаимодействовать друг с другом. Как только проект стал интересен пользователям и аудитория начала делиться своими проблемами, его необходимо было перепозиционировать из медийного в социальный. Мы были к этому готовы. Поэтому пришлось уйти от «тренажерской» идеи. Что касается журналистов, то сегодня они не оказывают большой поддержки проекту. Чаще всего эта категория пользователей действует более функционально – они ищут подсказки, находят готовые истории или экспертов, которые их консультируют. Я надеюсь, что эта ситуация временная: все больше и больше втягиваясь в общественные расследования, которые ведутся в сети, журналисты привыкают к этой площадке.
Е.В.: Расширив аудиторию, пришлось ли что-то менять в проекте?
В.Ю.: Как только мы расширили формат, стало понятно, что пользователи будут играть в собственные игры друг с другом. Журналисты отойдут в этом проекте на второй план. «Так-так-так» это правозащитная социальная сеть. Но наши граждане не очень разбираются в характере прав и правоотношений. Мы ожидали, что пользователи начнут обсуждать социальные, трудовые права – эта категория станет основной и забьет все остальные направления. Тогда возникла идея с привлечением постоянных экспертов. Для себя мы определили, что задача этой категории пользователей помощь и консультирование граждан. Эксперты должны были стать комментаторами «Так-так-так» и экспертами для профессиональных журналистов. Менять в идеологии проекта ничего не пришлось. Просто и результата задуманного мы еще не достигли.
Е.В.: У «Так-так-так» есть сформированное сообщество пользователей. Насколько оно саморегулируемо и как часто приходится вмешиваться в его работу?
В.Ю.: В проекте есть сформировавшееся ядро экспертов. Возможность стать экспертом есть у каждого пользователя. Когда это происходит, «новичок» подписывается на определённые типы проблем. Каждая новая проблема от граждан, которая подпадает под компетенцию эксперта, приходит ему на электронную почту. Модератор сайта старается следить, чтобы не оставлять проблемы без ответа.
Согласно данным Google Analytics число впервые зашедших на сайт пользователей составляет 82%. Для социальной сети такой показатель означает только одно – ресурс не работает. Но абсолютное большинство нашей аудитории приходит за решением вполне конкретных проблем, поэтому у «Так-так-так» и нет устойчивого пользовательского сообщества. Пока нет. Ведь люди не живут постоянно в проблемах. Большинство, сталкиваясь с таковыми, обращается за помощью, решает их и не приходит до следующего раза. Задача команды «Так-так-так» – превратить пользователей с опытом решения определенных проблем в экспертов, помогающих другим гражданам. Для них уже есть название – «народные эксперты». Есть идея создания Клуба экспертов. Но мы все еще работаем над этим.
Е.В.: На сайте проекта есть раздел «Расследования». Это сложный формат для многих журналистов, каких результатов удалось достичь пользователям?
В.Ю.: Рядовые пользователи – самая активная часть аудитории. Они больше всего интересуются этим разделом. За ними следуют общественные и некоммерческие организации и только потом – журналисты. В основе общественных расследований не только личные истории граждан, рассказы очевидцев, но и понимание гражданами актуальных социальных проблем, если они и не коснулись их непосредственно.
Мы стараемся поощрять профессионалов масс-медиа подключаться к общественным расследованиям или проводить собственные. Сейчас у нас начался совместный проект с Internews Network. Мы размещаем на «Так-так-таке» материалы журналистских расследований, консультируем участников на каждом этапе, проводим для их авторов семинары и вебинары. Все расследования ведутся в закрытом режиме и публикуются только по окончании всего процесса – после обязательной правовой экспертизы подготовленных текстов. Сейчас это приоритетное для нас направление. Мы сформировали несколько групп, которые будет заниматься только расследованиями. Все результаты публикуются в разделе «Библиотека Вердикты». Пока у нас только три завершенных расследования, но в планах завершить еще 19.
Е.В.: Почему раздел «Проблемы и решения» имеет общенациональную географию, а картографический сервис на платформе Ushahidi получил только Новосибирск?
В.Ю.: «Карта ОК» на платформе Ushahidi – единственный локализованный сервис. «ОК», в данном случае, – это Общественный контроль за расходованием общественных финансов. Раздел существует в тестовом режиме. Мы хотим убедиться, что можем развивать сервис и в других регионах. Кроме того, не вся территория России оцифрована, поэтому в некоторых районах запускать «Карту ОК» нет смысла.
Пока мы еще осваиваем эту технологию. Точки на карту наносятся, но отслеживать ход и решение проблемы удается не всегда. Когда речь идет о стихийных бедствиях, пожарах – это касается всех, независимо от возраста, профессии и пола. Здесь же объединить общие усилия оказалось сложнее.
В этом, конечно, значительную помощь могли бы оказать пользователи. Так и задумывалось: за расходованием бюджетных средств на социально значимые объекты должны были следить активисты некоммерческих организаций, посвятившие свою деятельность развитию здравоохранения, образования, детского спорта и т.д. Но сильной активности они пока не проявляют. Мы думаем над мотивационными аспектами, которые сделали бы сотрудничество возможным, интересным и полезным для всех.
Е.В.: Вы сотрудничаете с рекламодателями. Насколько социальные проекты могут быть успешно монетизированы?
В.Ю.: Делая редизайн первой полосы, мы пока только отвели место под рекламу. «Так-так-так» никогда не превратится в доску объявлений. Проект сохранит свою социальную направленность. А вот выход на краудфандинг мы рассматриваем всерьез.
Ресурс подключен к Google Adwords. В течение нескольких месяцев все наши количественные показатели существенно увеличились (сегодня 3,5 тысячи ежедневных посетителей). Сделали мы это не для монетизации, а для лучшей индексации поисковыми машинами.
Е.В.: Правозащитная социальная сеть «Так-так-так» создана при поддержке иностранных фондов. Сейчас эти организации участвуют в развитии проекта или вы обходитесь своими силами?
В.Ю.: «Так-так-так» запущен в 2009 году при поддержке Европейского Союза. Сейчас, когда мы пишем заявки на новые проекты, то обязательно вписываем в документ модернизацию сети или создание нового раздела. Каждый последующий проект стараемся увязать с существующим. «Так-так-так» мы используем для программных и содержательных целей всех наших сегодняшних проектов: и для правового просвещения, и защиты прав граждан, и для обучения журналистов.
Е.В.: Какие проекты интересны западным фондам, венчурным организациям?
В.Ю.: Все наши проекты связаны либо с правами человека, либо с гражданской журналистикой, web 2.0 или UGC. К этим направлениям, безусловно, интерес стабильно высок. Это сегодня в тренде. Иностранным фондам интересно развивать гражданское общество, общественный контроль. Говорить о других направлениях я не берусь, ибо мы ими не занимаемся.
Е.В.: Проекты, которые финансируются из-за рубежа, в России встречают с большой долей недоверия. Вы в своей работе сталкивались с подобными вещами, как удалось преломить это отношение?
В.Ю.: Мы работаем с организациями, которых стесняться не стоит. Всегда указываем своих партнеров и обращаем внимание на то, что всю ответственность за содержание проекта несем мы, а не грантодатели. Открытого недопонимания или недоверия до сих пор мы не чувствовали. Однако не знаю, насколько корректно будут применяться законодательные новеллы об «иностранных агентах».