Благотворительные магазины – горячо любимый всеми европейцами вид ритейла. Для российской действительности этот формат пока мало знаком. Появление «Спасибо!» дало толчок развитию этого движения. Сегодня благотворительный магазин «Спасибо!» – это сообщество активных людей, которые занимаются инновационными социальными проектами.
Благотворительный магазин – это эффективная схема распределения ненужной хозяевам одежды и привлечения средств на благотворительные цели.
«Спасибо!» – это несколько магазинов в Санкт-Петербурге. Принцип работы «Спасибо!» прост: горожане приносят любые вещи в хорошем состоянии, после вещи сортируются и распределяются по магазинам и благотворительным фондам. Команда проекта определила для себя соотношение такого «распределения» – 90% вещей отправляются в городские благотворительные организации разного профиля, и только 10 % вещей поступают в магазин, где продаются. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность.
Я очень рада, что у нас есть такой замечательный магазин. Обязательно внесу свой скромный вклад в его деятельность, ведь после того, как делаешь добро, на душе становиться тепло и хорошо! =)
Lakomka
«Спасибо!»
Команда проекта продвигает идею благотворительных магазинов в России. При поддержке «Спасибо!» было открыто несколько магазинов в регионах, руководители проекта готовы оказать посильную помощь всем, кто интересуется этим направлением.
Социальные проекты
«Спасибо!» занимается культурой, образованием и экологией. В рамках этих инициатив проводятся тренинги, создаются проекты и проходят наборы на стажировку.
Деятельность «Спасибо!», в основном, происходит в реальном времени. Сайт проекта осуществляет информационную поддержку магазина в online. Интернет-площадка для «Спасибо!» – это скорее сопутствующее приложение. Сайт благотворительного магазина «Спасибо!» это место, в котором пользователь получит полную информацию о формате «charity shop», ознакомиться с новостями проекта, посмотрит афишу.
О формировании новой культуры продаж и потребления, социальном предпринимательстве и ведении бизнеса в России мы решили поговорить с координатором благотворительного магазина «Спасибо!» Юлией Титовой.
Беседовал Евгений Воропай.
Е.В.: Когда вы впервые побывали в благотворительном магазине? Вы сразу поняли, что это то, чем хотите заниматься?
Ю.Т.: К тому моменту, когда я впервые попала в благотворительный магазин в Англии у меня, равно как и у моих знакомых, возникла проблема – куда отдавать ненужные вещи.
Мы хотели, чтобы они принесли кому-нибудь пользу, но куда их можно отдать, было совершенно непонятно, например, закон о добровольных пожертвованиях в детские дома разрешал отдавать только новые вещи.
Первое мое знакомство с благотворительными магазинами произошло в Лондоне. Когда попадаешь в эту атмосферу, понимаешь, что это целый культурный пласт и сложная многоуровневая система розницы и благотворительности. В России, на тот момент, такая практика отсутствовала, и большая часть вещей просто выбрасывались.
Е.В.: «Сharity shop» (Благотворительный магазин) для России формат новый и незнакомый. Почему из всех возможных форм благотворительности, вы выбрали именно эту?
Ю.Т.: Нам хотелось найти способ работы с ненужными вещами, и благотворительный магазин, как многофункциональный инструмент, понравился нам больше всего. Благотворительные магазины получили активное распространение в Великобритании и вообще в Европе. Это реальная возможность не только организовать систему сбора и распределения вещей, но и материально поучаствовать в развитии какого-то благотворительного фонда. Мне нравиться идея благотворительного магазина – она очень проста и понятна. Мы подумали, что если это работает на Западе, то, возможно, сможет прижиться и в России. «Спасибо!» стал первым благотворительным магазинов в нашей стране. На тот момент мы были студентками, имевшими весьма относительные представления о социальном предпринимательстве и ведении бизнеса вообще. Но, несмотря на это, решили воплотить идею в жизнь.
Е.В.: Сложно было преломить стереотип «секонд-хенда», «комиссионного» магазина? Вы говорите своим клиентам, что «Спасибо!» – это особенный магазин?
Ю.Т.: Мы не делали акцента на том, что «Спасибо!» – это благотворительный магазин. Жалость – не предмет спроса. Для нас важно, чтобы в магазине было интересно и комфортно разным аудиториям. За прошедшие два года, наш подход к организации магазина существенно изменился. Мы начинали с первого магазина в небольшом помещении – это была такая подпольная история «для понимающих». Сегодня магазинов два, и второй, «флагманский», в большем помещении, и с более широким ассортиментом товаров.
Благодаря сарафанному радио и интересу к проекту у СМИ о нас знают в городе.
Мы не навязываем свою идею благотворительности и не стремимся заразить ею всех вокруг, а очень просто и неформально вовлекаем в хорошие дела многих людей. Иногда достаточно и того, что люди просто приходят в интересный магазин, покупают вещи, которые приглянулись и уходят.
Е.В.: На Западе сharity shop – это целый культурный феномен. Вот так вот взять и перенести этот формат в современную Россию, было очень смело. С чего начинался благотворительный магазин «Спасибо!»?
Ю.Т.: Даже несмотря на отсутствие опыта, было понимание того, что на пустом месте магазин не возникнет. Поэтому появлению «Спасибо!» предшествовал большой подготовительный этап. Мы собирали информацию о рынке, консультировались с экспертами из разных областей. Все это было необходимо сделать для того, что бы понять – нужен ли Петербургу благотворительный магазин. Должна признаться, в начале мы делали много ошибок, которых можно было избежать. Для нас «Спасибо!» – это современный, очень правильный и понятный способ благотворительности.
Е.В.: Можно ли рассчитывать, что история благотворительных магазинов будет подхвачена и успешно реализована в России?
Ю.Т.: На примере «Спасибо!» мы видим живой интерес аудитории к таким инициативам. Сегодня, когда нас спрашивают, как реализовать такой проект у себя в регионе, мы советуем не торопиться и «пощупать» рынок своего города. Так, например, в Казани открылись два благотворительных магазина одновременно, но один закрылся достаточно быстро из-за неверного подхода и непонимания аудитории.
Многие вдохновлены красивой идеей проекта, и забывают о том, что это бизнес: обратная сторона нашей работы видна не всем. Поэтому некоторые благотворительные магазины быстро прекращают свое существование. У меня есть внутреннее ощущение, что на сегодняшний день благотворительные магазины в России – это история крупных городов, возможно, пока только городов-миллионников.
Е.В.: Благотворительные магазины вынуждены вливаться в высококонкурентную среду и при этом сохранять формат. Как это с этим справляется «Спасибо!»?
Ю.Т.: Следует сделать оговорку, что наш формат очень гибкий, поэтому сказать, что мы существуем в каких-то жестких рамках, нельзя. Безусловно, «Спасибо!» – это бизнес. Он существует и развивается по законам социального предпринимательства, но и конкурирует как с городскими секонд-хендами, так и с брендами-гигантами, ведь цены на их распродажах иногда можно сравнить с секонд-хендовскими. Сharity shop – магазины с большой историей и выверенной бизнес-моделью. Мы собираем, раздаем, реализуем вещи, помогаем благотворительным организациям.
Е.В.: Россия – сложный регион для социального предпринимательства. Что мешает развивать здесь это направление?
Ю.Т.: Безусловно, российская действительность очень сурова в отношении любых социальных начинаний. Что касается ведения бизнеса, то здесь возникает много нюансов, не зная которых можно непростительно ошибиться. Например, благотворительные магазины в Великобритании пользуются налоговыми льготами, для них созданы приемлемые условия для существования. Немаловажно, что они делают существенный финансовый вклад в благотворительность и развивают социальную и гражданскую сферы.
В России все намного сложнее. Для «Спасибо!» мы выбрали наиболее простую форму регистрации – ИП (индивидуальный предприниматель). Это соответствует тому, что мы делаем, и позволяет существовать в рамках российского законодательства. Ни о каких налоговых и прочих послаблениях со стороны государства говорить не приходится. В юриспруденции существует понятие об ошибках первого и второго порядка. Это ситуация, в которой одна законодательная инициатива противоречит другой. При такой модели полностью исключен момент прозрачности, открываются возможности для теневых схем. К сожалению, многие законы в России приняты именно таким образом. Такая ситуация наносит ощутимый вред и создает много проблем для социального предпринимательства.
Е.В.: Как помогает сообщество, сформированное вокруг «Спасибо!», в работе магазина и существующих программах?
Ю.Т.: Мы стараемся быть максимально открытыми: неформально общаемся с посетителями «Спасибо!», отвечаем на вопросы по почте, легко идем на сотрудничество с другими проектами. Благодаря такой политике за 2 года у нас появилось много самых разных друзей и контактов: от инкассаторов до послов экзотических стран (примечание редактора: в группе Вконтакте магазина почти 14 тысяч подписчиков). Жители окрестных домов постоянно заходят, многих мы уже знаем: кто-то приходит на кино, а кто-то за игрушками для внучки. Такое чудесное горизонтальное общение нам очень нравится, – это только здорово в человеческом плане, но и полезно для развития проекта и его идей. Люди часто включаются, начиная с магазина, и присоединяются к другим проектам.
Е.В.: Сегодня «Спасибо!» реализует несколько программ и проектов, которые отличны от формата благотворительного магазина. Когда возникло понимание, что можно заниматься еще и этой стороной благотворительности?
Ю.Т.: Все проекты «Спасибо!» – это предмет нашего интереса и интересов нашей аудитории. Они возникли очень органично, в поддержку того сообщества, которое сформировалось вокруг магазина и идеи о подобной форме деятельности. Магазин «Спасибо!» – это не только торговая точка, но и место проведения различных мероприятий: концерты, кинопоказы, лекции и семинары. Существует активное сообщество, и все больше людей присоединяются и делают свой вклад в общественную жизнь через наши проекты. У нас накопился определенный опыт и сейчас наступил тот момент, когда мы готовы им поделиться.